НПК "Йена Инструмент" технологии партнеры публикации новости

Практический опыт использования беспилотного летательного аппарата swinglet Cam производства компании senseFly (Швейцария)


Использование беспилотных летательных аппаратов для проведения аэрофотосъемки является весьма актуальным направлением развития методов сбора геопространственных данных. Данные космической съемки обладают максимальным покрытием, но актуальность существующих данных - не всегда на высоком уровне. Технологии аэрофотосъемки и воздушного лазерного сканирования позволяют получать свежие данные высокой точности, но заказ аэросъемки сопряжен с длительным получением разрешения на полеты, а стоимость таких работ высока. Так что в тех случаях, когда необходимо быстро получить точные данные на небольшие по площади территории, БПЛА становятся абсолютно незаменимы. К тому же, с учетом себестоимости каждой из технологий, БПЛА занимают весьма выгодные позиции, а для некоторых проектов, бесспорно, являются оптимальными с точки зрения финансовых затрат.

Сегодня можно с уверенностью говорить об успешном применении беспилотников для решения таких задач как:

  • оперативное картографирование,

  • картографирование объектов реконструкции и строительства,

  • авиационное беспилотное обследование вдольтрассовых линий электропередач,

  • экологический мониторинг застроенных территорий, промышленных зон, сельскохозяйственных угодий,

  • поиск утечек и врезок,

  • контроль производственных работ на объектах строительства и реконструкции,

  • авиационное беспилотное патрулирование трасс магистральных трубопроводов,

  • авиационное обследование линейной части магистральных газопроводов,

  • поиск археологических объектов в труднодоступных местах.

Технические характеристики БПЛА swinglet CAM

Официальным дистрибьютором швейцарской компании senseFly (Швейцария), производящей сверхкомпактные БПЛА для крупномасштабной аэрофотосъемки, является НПК «Джи Пи Эс Ком». Совместно с компанией «Йена Инструмент» она провела успешные полевые испытания и выполнила несколько проектов с одной из первых моделей БПЛА от senseFly, swinglet CAM.

swinglet Cam – небольшой суперлегкий беспилотный летательный аппарат, позволяющей производить аэрофотосъемку с высоты от 100 до 1000 метров. Этот беспилотник чрезвычайно прост в использовании за счет возможности выполнения взлета и посадки в автоматическом режиме. Программное обеспечение eMotion-2 позволяет выполнять планирование, имитировать, отслеживать траекторию движения как во время полета, так и заблаговременно. С помощью простых операций перетаскивания и переноса можно обозначать зону картирования, создавать план полета, а простым щелчком мыши обновлять миссию или направлять БПЛА к точке начала маршрута.

При помощи цифровой камеры с матрицей 12 МПикс, swinglet CAM способен создавать изображения с разрешением от 3 до 30 см на один пиксел на поверхности земли. За одну полетную миссию он способен выполнить картирование площади от 1,5 до 10 кв.км в зависимости от установленного разрешения снимков и высоты полета.

Комплект поставки включает в себя пакет Postflight Terra 3D – полностью автоматизированное программное обеспечение для 3D обработки снимков, разработанное компании Pix4D. После выполнения процесса начальной проверки данных в поле (контроль по перекрытиям и получение ортомозаики в низком разрешении), программа Postflight Terra 3D создает точную геотрансформированную ортомозаику и цифровую модель рельефа. Кроме того, возможна дальнейшая оптимизация полученной модели по определяемым оператором контрольным точкам и контурам.

Размах крыльев БПЛА составляет всего 80 см, поэтому его можно без проблем транспортировать в собранном состоянии. Весь комплект оборудования помещается в одну специально сконструированную коробку. swinglet Cam считается самым легким БПЛА в мире. Он весит всего 500 г, что позволяет запускать его буквально из рук и приземлять практически на любую поверхность.

Практический опыт использования БПЛА swinglet Cam

Летом 2012 года с использованием БПЛА swinglet Cam был выполнен проект в одном из государств Средней Азии. По итогам аэрофотосъемки созданы ортофотомозаики населенных пунктов (масштаб 1:2000) для решения инвентаризационных и кадастровых задач. Особенностью проекта являлось то, что 47 населенных пунктов общей площадью около 140 кв.км были разбросаны не территории площадью более 10 000 кв.км. Поэтому использование аэрофотосъемки было экономически нецелесообразным, данные же космической съемки, имеющиеся в архиве, не удовлетворяли заказчика по точности, а новых пришлось бы ждать более месяца. Аэрофотосъемка всех пунктов с использованием беспилотника и дальнейшая камеральная обработка полученных данных заняли в общей сложности один месяц.

Еще одним проектом, в котором использовался БПЛА swinglet Cam, был экологический мониторинг устья реки и пляжной зоны на юге России. Заказчиком работ выступила служба по экологии и природопользованию. Снимки с БПЛА использовались для решения следующих задач:

  • оперативное выявление несанкционированных свалок мусорных отходов;
  • оперативное выявление и определение масштаба загрязнения сточными водами акватории Черного моря;
  • оценка последствий схода селевых потоков и горных обвалов;
  • выявление фактов незаконной застройки и самозахвата земель.

Первый опыт работы swinglet Cam оказался весьма удачным. В дальнейшем планируется использовать беспилотник для целей экологического мониторинга, оценки динамики экзогенных геологических процессов, инвентаризации объектов недвижимости и лесного хозяйства, создания планов застройки территорий, оценки объемов вырубки леса, мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий, решения задач землеустройства, съемки промышленных объектов, отвалов горных пород при открытой добыче полезных ископаемых и даже для рекламной съемки.

Следует отметить, что на сегодняшний день существует следующее, усовершенствованное, поколение беспилотных летательных аппаратов швейцарской компании senseFly – eBee. Размер матрицы цифровой камеры составляет теперь 16 МПикс. Новый БПЛА имеет модульную конструкцию с отсоединяемыми крыльями, очень компактный, в собранном состоянии легко размещается в багажнике обычного автомобиля. eBee легко может быть запущен вручную, при этом допускает полностью автономное управление в полете. При подготовке к посадке eBee может снижаться по круговой траектории, или, в ограниченном пространстве, возможно его снижение по прямолинейной траектории в полностью автономном режиме.

М.В.Петров, НПК «Йена Инструмент»

Скачать статью


Вернуться