Топография, кадастр и городское хозяйство Нефтегазовая отрасль Электроэнергетика Лесоустройтво и таксация Гидрология и зоны затопления Горнодобывающая промышленность Железные дороги Съемка промышленных предприятий Охрана объектов культурного наследия Автомобильные дороги Высокоточный контроль геометрии в производстве

АФС населённых пунктов Хабаровского края


Vexcel Ultracam
senseFly eBee

Аэрофотокамера

Vexcel UltraCam Eagle,

несколько БПЛА

eqdc_jena_Хабаровск_октябрь_2020_АФС_ВЛС.jpg
CS

Система координат
МСК-27

Система высот
Балтийская 1977 г.

OPV

Масштаб 1:2 000
Детальность 5 см

Площадь

Площадь 1 220 км2

на аэродроме в СовГавани.jpgЛетом 2023 года НПК «Йена Инструмент» при поддержке специалистов из НПК «Джи Пи Эс Ком» реализовали масштабный проект по аэрофотосъёмке Хабаровского края. Территория работ включала в себя всю площадь этого субъекта Российской Федерации. Заказчиком выступило Министерство имущества Хабаровского края: лично министр этого ведомства Никита Сергеевич Матвеев курировал проект, обсуждал его как с местными, так и с прибывшими из Москвы геодезистами. И главное, он оказал бесценную помощь в оформлении документов, в том числе требовавших согласования с МИД Китая, дающих право совершать полеты и осуществлять съемку в приграничных областях.

Работы были разбиты на два этапа. На первом аэрофотосъёмка проводилась с использованием беспилотных летательных аппаратов. Более двухсот населенных пунктов, лесные массивы и сельскохозяйственные угодья, промышленные предприятия, автомобильные трассы и железные дороги – все это вобрали в себя терабайты геопространственных данных, необходимых для развития региона.

Однако несколько участков оказались недоступными для полевой группы, снимавшей с помощью беспилотника: туда было невозможно доставить оборудование из-за элементарного бездорожья. Ситуацию также осложнило наводнение, которое не оставило шанса добраться по суше до затопленных и отрезанных паводком мест. Поэтому на втором этапе было решено задействовать самолет и с него снимать удаленные объекты и территории.

1697798434474a.jpgВыбранный для осуществления поставленной задачи самолет АН-2 базировался в Дальнереченске. На него была установлена мощная профессиональная аэрофотокамера Vexcel UltraCam Eagle. Работа на первом съёмочном участке – Советская Гавань и окрестности – заняла один день,13 лётных часов, если быть точным. Специалисты компании проектировали полёты так, чтобы низкие облака на прибрежных территориях не помешали выполнить работу в заданный срок. Высокие темпы съёмки во многом обеспечило и то, что летный экипаж имел большой опыт работы в местных условиях – настоящие профессионалы своего дела. В Советской гавани было трудно удерживать машину на заданных маршрутах. Территория отличалась заметными перепадами рельефа, чередованием холмов и лощин. К тому же со стороны Татарского пролива то и дело налетал порывистый ветер, создававший угрозу смещения борта с запланированной траектории полета. Но пилоты прекрасно справлялись с задачей, умело сводя к минимуму и отклонения от маршрута, и турбулентность.

«Работа на низких высотах (переменный профиль от 900 до 1100м), не оставляет времени на передышку, – рассказывает технический специалист отдела аэрофотосъёмки Роман Рак, –маршруты расположены близко друг к другу, их много, развороты частые и быстрые, что возможно благодаря опыту экипажа и маневренности АН-2».

на съемке -1.jpgПосле завершения съёмки в районе Советской гавани вся команда перелетела в отрезанное от мира село Кукан, расположенное в 150 км от Биробиджана. Выбор этого населенного пункта был обусловлен тем, что там сохранилась взлетно-посадочная площадка, а рядом в тайге находится пункт государственной геодезической сети, до которого участники проекта добирались через таёжный бурелом, реально рискуя наткнуться на хищника. Из Кукана было необходимо добраться еще до двух поселений, Догордона и Наумовки, чтобы выполнить там геодезические работы по развертыванию сети опорных точек. Но лететь туда не представлялось возможным из-за отсутствия хотя бы чего-то похожего на аэродром. Пришлось добираться на машине. В этом неоценимую помощь оказал Николай Михайлович Перов, глава администрации Кукана, который доставил экспедицию к месту работ на своем собственном автомобиле – один час через непроходимые леса.

Догордон представляет интерес не только для геодезистов. Это на удивление хорошо сохранившийся и ухоженный центр нанайской культуры. Жители занимаются охотой, рыболовством и другими таежными промыслами. Приоритет в получении лицензий предоставлен, конечно же, нанайцам, которые к тому же получают от государства неплохие субсидии, хотя здесь живут также якуты и русские.

В поселке есть школа, в которой учатся девять учеников. Два учителя живут в самом Догордоне, остальных педагогов доставляют в школу на транспорте. Работает небольшой уютный клуб, где расположена библиотека и народный театр. Бережную заботу о них осуществляет местный министр культуры Мирослава Ярославовна Рапай. Магазина в поселке нет, зато есть Дом нанайского быта, с интересной экспозицией, неплохо ловится интернет, а на улицах тут и там стоят бесплатные телефоны-автоматы, подключенные к каналам интернет-телефонии.

В отличие от Советской гавани, в Кукане, Догордоне и Наумовке стояла относительно спокойная погода, небольшой ветер дул равномерно и не менял направления, а рельеф был равнинный, без перепадов высот. Благодаря этому бригаде удалось провести аэрофотосъемку за 11 часов, совершив два вылета, и закончить проект, не выбившись из графика.



Вернуться