Топография, кадастр и городское хозяйство Нефтегазовая отрасль Электроэнергетика Лесоустройтво и таксация Гидрология и зоны затопления Горнодобывающая промышленность Железные дороги Съемка промышленных предприятий Охрана объектов культурного наследия Автомобильные дороги Высокоточный контроль геометрии в производстве
|
Съёмка участка Нанчхульского тоннеля, республика ХакасияЭкспериментальная работа выполнялась в марте 2005 года двумя различными лазерными сканирующими системами независимо друг от друга. Для съёмки были использованы система мониторинга полостей CMS-100 и сканер iQsun880. Цель работ заключалась в оценке эффективности использования метода лазерного сканирования для определения пространственного положения и конфигурации стен и свода при проходке тоннелей либо их реконструкции. Оценке подлежали точность и полнота получаемых данных, временные и трудозатраты на выполнение измерений и камеральную обработку, трудоёмкость и степень сложности освоения технологии. Задачи работ состояли в двукратном (с разницей в одни сутки) определении конфигурации стен и свода тоннеля, а также вычислении толщины бетонного слоя, нанесённого на стены и свод в промежутке между циклами методом набрызга. Кроме этого, задачей являлось сравнение данных, полученных тахеометрическим методом и методом лазерного сканирования.
Ширина тоннеля на участке работ составляет около 7,5 м, высота до свода – около 9 м. Стены и свод имеют неровную конфигурацию, обусловленную проводящимися взрывными работами.
Закрепление опорных точек для сканера iQsun880 производилось магнитными основаниями, помещаемыми на металлические предметы. Для геодезических измерений на опорных точках на дюбеля накручивалась специальная призма, служащая отражателем. Затем, непосредственно перед сканированием вместо призмы на дюбеля устанавливались пластиковые сферы, служащие для идентификации опорных точек на сканах. При этом расстояние до центра призмы равно радиусу сферы, что позволяет однозначно назначить координаты опорной точки на скане. Перед процессом сканирования осуществлялось определение координат опорных точек в системе координат тоннеля. Задача решалась полярным методом с пунктов маркшейдерской сети, а также с пункта временного закрепления, вынесенного на подошву тоннеля.
Для системы CMS-100 были определены координаты двух опорных точек. Одна из них представляла собой штатную визирную марку, расположенную на лазерной сканирующей головке на известном расстоянии от центра вращения. В качестве второй опорной точки был выбран центр пятна от лазерного луча системы, направленного на деревянной конструкции в 35 метрах от сканера. При этом луч был сориентирован по азимуту начального направления сканирующей системы. Кроме этого, были выбраны ещё четыре опорных точки на стенах тоннеля. Такими точками также служили центры лазерного пятна. Координаты этих точек были определены с целью апробации альтернативного способа привязки системы, заключающегося в вычислении координат центра лазерной сканирующей головки и азимута начального направления по измерениям на пять точек с известными координатами (одна из которых находится в плоскости начального направления). Для выполнения сканирования система CMS устанавливалась на стандартный геодезический штатив на равном расстоянии от стен тоннеля. При этом лазерная сканирующая головка была сориентирована таким образом, чтобы азимут начального направления был близким к азимуту оси тоннеля. Перед началом съёмки, одновременно с геодезическими измерениями, в ручном режиме работы сканера выполнялись измерения на опорные точки. При этом запоминающим устройством регистрировались углы возвышения и вращения, а также расстояния до этих точек. Время, затраченное на выполнение съёмки, составило в первом цикле около одного часа, во втором цикле – 40 минут.
Лазерный сканер iQsun880 был установлен также на равном расстоянии от стен тоннеля, начальное направление съёмки не имело значения, поскольку способ сканирования данным прибором не предполагает его ориентирования в заданной системе координат.
Перед началом сканирования на опорные точки были установлены специальные сферы для идентификации этих точек на сканах.
Построение сечений в программе Qvol Построение сечений по данным съёмки системой CMS было выполнено при помощи программы Qvol, поставляемой вместе со сканирующей системой. Для построения поперечных сечений модель, построенная по данным измерений первого цикла, была сориентирована по направлению оси тоннеля. Затем модель поверхности была разделена на сто равных частей, и соответственно этому делению были построены сечения. Расстояния между сечениями при этом оказались равными 0,64 м. Затем все построенные сечения были экспортированы в файл формата .dxf. Дальнейшая работа с ними происходила в программе AutoCAD.
Затем все построенные сечения были перенесены в один файл. На предыдущем рисунке (слева) показаны поперечные сечения, совмещённые в одном файле в интерфейсе программы AutoCAD. Красным цветом отображены сечения, построенные по данным первого цикла измерений, чёрным цветом – второго цикла. Толщина слоя бетона определяется путём совмещения отдельных сечений и вычисления расстояний между ними (рисунок справа).
Затем было выполнено построение продольного профиля тоннеля. Для этого модель, построенная по данным измерений, была сориентирована в программе Qvol перпендикулярно направлению оси тоннеля. Далее построения велись аналогично построению поперечных сечений. Из возможных продольных сечений было выбрано одно, проходящее через ось тоннеля. Для выполнения тех же операций в программе AutoCAD необходимо выполнить совмещение в одном файле моделей, построенных при конвертации программой LASRD в формат .dxf. Для трансформации данных, полученных сканером iQsun880, были использованы идентифицированные на сканах изображения опорных точек, которые были описаны примитивами в виде сфер. Программным путём были определены центры этих сфер, которым затем были присвоены координаты опорных точек, вычисленные по данным геодезических измерений.
Построение поперечных сечений по данным, полученных при помощи сканера iQsun880, выполнялось в программном обеспечении Cyclone. Функции программы позволяют нанести ось тоннеля по координатам её характерных точек, а также построить отвесные плоскости, перпендикулярные этой оси и плоскость, содержащую эту ось. Затем точки из «облака», попавшие на полученную плоскость, соединяются полилинией, которая и является заданным сечением.
Поскольку лазерным сканером iQsun880 был выполнен один цикл измерений, дальнейшие работы по вычислению толщины бетонного слоя не представляются возможными. Однако, в поле зрения сканера попал участок, на котором во время набрызга произошло отслоение части бетонного раствора. По образовавшейся выемке была определена толщина бетонного слоя в отдельно взятых точках.
В результате выполненных работ были получены трёхмерные модели поверхности стен и свода тоннеля, позволяющие проводить измерения любых геометрических параметров, строить любые разрезы и сечения, подготавливать данные для переноса на планшеты и другие твёрдые носители, а также использовать её для ведения горно-графической документации в цифровом виде.
Вернуться |