Топография, кадастр и городское хозяйство Нефтегазовая отрасль Электроэнергетика Лесоустройтво и таксация Гидрология и зоны затопления Горнодобывающая промышленность Железные дороги Съемка промышленных предприятий Охрана объектов культурного наследия Автомобильные дороги Высокоточный контроль геометрии в производстве
|
Определение точности создания картматериалов по съёмке с БПЛА

|
senseFly eBee X
|

|

|
Система координат WGS84
Система высот WGS84
|

|
Масштабы 1:5000 и 1:500
Детальность 4,5 см и 14 см
|

|
Площадь 450 га
|
Кузбасс — это миллиарды тонн запасов угля, разработкой месторождений которого занимается акционерное общество "СУЭК". Компания провела аэрофотосъёмочные работы при помощи БПЛА senseFly eBee X с целью определения точности создания картматериалов масштаба 1:5000 и масштаба 1:500 с целью мониторинга и контроля земель.
На основе исходных данных и требований Технического Задания было выполнено проектирование маршрутов аэрофотосъемки с учетом следующих факторов:
- выполнение АФС детальностью 14 см/пикс для построения ортофотопланов в СК WGS84 в масштабе 1:5 000
- выполнение АФС детальностью 4,5 см/пикс для построения ортофотопланов в СК WGS84 в масштабе 1:500;
- выполнение АФС с фиксацией точных элементов внешнего ориентирования снимков в режиме RTK;
- выполнение АФС в автономном режиме с фиксацией грубых (навигационных) элементов внешнего ориентирования снимков.
Общие показатели лётно-съёмочных работ приведены в таблице ниже:
Масш-таб
|
Кол-во сним-ков
|
Высота фотогра-фирования, м
|
Деталь-ность, см
|
Кол-во полётов
|
Время съёмки, ч
|
Режим RTK
|
1:500
|
1207
|
197
|
4,5
|
3
|
2,2
|
Да
|
1:5000
|
143
|
585
|
14
|
2
|
1,1
|
Да
|
1:500
|
1207
|
197
|
4,5
|
3
|
2,2
|
Нет
|
1:5000
|
143
|
585
|
14
|
2
|
1,1
|
Нет
|
По результатам полётов выполнен полевой контроль полноты покрытия территории съёмки и качества данных аэрофотосъёмки средствами ПО для фотограмметрической обработки данных беспилотной аэрофотосъёмки Pix4Dmapper.
В результате полевых работ получено 4 набора данных для различного масштаба и режимов съемки, а именно:
-
комплект аэрофотоснимков с детальностью 14 см/пикс с Элементами Внешнего Ориентирования с планово-высотной точностью не хуже 10 см и файлы спутниковых наблюдений траектории бортового GNSS-приёмника;
-
комплект аэрофотоснимков с детальностью 4,5 см/пикс с Элементами Внешнего Ориентирования с планово-высотной точностью не хуже 10 см и файлы спутниковых наблюдений траектории бортового GNSS-приёмника;
-
комплект аэрофотоснимков с детальностью 14 см/пикс с Элементами Внешнего Ориентирования с планово-высотной точностью порядка 1- 2 м и файлы спутниковых наблюдений траектории бортового GNSS-приёмника;
комплект аэрофотоснимков с детальностью 4,5 см/пикс с Элементами Внешнего Ориентирования с планово-высотной точностью порядка 1- 2 м и файлы спутниковых наблюдений траектории бортового GNSS-приёмника.
Средствами ПО для фотограмметрической обработки данных беспилотной аэрофотосъёмки Pix4Dmapper (Швейцария) согласно требованиям Технического Задания были произведены набор связующих точек и уравнивание фотограмметрических моделей для каждого из масштабов съёмки по 4-м сценариям обработки. А именно:
- Построение фотограмметрической модели с использованием только опорных точек и грубых (с точностью хуже 1 – 2 м) навигационных координат центров снимков.
- Построение фотограмметрической модели с использованием опорных точек и точных (с точностью не хуже 10 см) координат центров снимков, определённых в полете с применением бортового геодезического приёмника в режиме RTK от постояннодействующей базовой станции.
- Построение фотограмметрической модели без использования опорных точек, с использованием грубых (с точностью хуже 1 – 2 м) навигационных координат центров снимков.
- Построение фотограмметрической модели без использованием опорных точек, с использованием точных (с точностью не хуже 10 см) координат центров снимков, определённых в полете с применением бортового геодезического приёмника в режиме RTK от постояннодействующей базовой станции.
Согласно данным контроля проведённых испытаний наиболее точные результаты для масштаба 1:5 000 были получены для съёмки в режиме RTK с применением опорных точек и без них. СКО по координатам X, Y и высоте H составила соответственно для сценария с опорными точками: 0.14 м, 0.11 м, 0.18 м по координатам X, Y и высоте H соответственно. Для сценария без опорных точек результаты контроля составили 0.15 м, 0.12 м и 0.13 м по координатам X, Y и высоте H соответственно. Таким образом можно говорить о том, что точность полученной фотограмметрической модели для этих режимов работы лежит в пределах 1 – 1.5 пикселей.
Для масштаба 1:500 с детальностью съёмки 4,5 см наиболее точные результаты были получены также для съёмки в режиме RTK с применением опорных точек и без них. СКО по координатам X, Y и высоте H составила соответственно для сценария с опорными точками: 0.05 м, 0.05 м, 0.10 м.
Для сценария без опорных точек результаты контроля составили 0.05 м, 0.04 м, 0.08 м по координатам X, Y и высоте H соответственно. Точность полученной фотограмметрической модели для этих режимов работы лежит в пределах 1 – 2 пикселов.
Согласно «Инструкции по фотограмметрическим работам при создании цифровых топографических карт и планов» ГКИНП-02-036-02 для масштаба 1:500 среднеквадратические расхождения в плановом положении контрольных точек не должны быть более 0,3 мм в масштабе плана, что составляет 0,18 м. Для масштаба 1:500 и сечения рельефа 0,5 м для равнинной местности среднеквадратические расхождения уравненных высот и геодезических отметок контрольных точек не должны превышать 0.25h сечения рельефа, что составляет 0,125 м. Согласно этим требованиям можно заключить, что построенные фотограмметрические модели удовлетворяют требованиям масштаба 1:500.
Дополнительным преимуществом использования режима RTK является то, что позиционирование самого дрона в процессе взлёта, выполнения съёмки и посадки происходит так же с высокой точностью. Это важное преимущество при выполнении посадки на территорию с плотной застройкой (городские территории) или сложным рельефом (открытые разработки, карьеры). Точность приземления дрона в этом случае составляет 1-2 метра.
Вернуться
|